Базовый тральщик "Т-412" ("Арсений Раскин")
ТТД:
Водоизмещение: 459 т.
Размеры: длина - 62 м, ширина - 7,2 м, осадка - 2,13 м.
Скорость полного хода: 18 узлов.
Дальность плавания: 5300 миль при 14 узлах.
Силовая установка: 2х1500 л.с., 2 вала.
Вооружение: 1х1 100-мм орудие Б-24, 1х1 45-мм орудие 21-К, 3х1 12,7-мм пулемета, 20 бомб, 27 мин, 46 минных защитников, 1 трал Шульца, 2 параван-трала К-1, 1 змейковый трал.
Экипаж: 44 чел.
История корабля:
Базовый тральщик пр.58
Проектирование первого советского базового тральщика пр.3 типа "Фугас" началось с утверждения тактико-технического задания на его создание в 1930 г. Эскизный проект был готов в 1931 г., технический - в 1932 г. Главным конструктором корабля был Г. М. Вераксо. Представителями Военно-Морского Флота, внесшими большой вклад в создание корабля пр.3 и его дальнейших модификаций, были В. С. Авдеев, А. Т. Ильичев, И. С. Савицкий.
Постройка тральщиков была начата на Севастопольском заводе в 1932 г., а в 1934 г. к строительству серийных кораблей была привлечена Северная судостроительная верфь в Ленинграде. Первые тральщики пр. 3 вошли в состав флота в 1937 г. Из них 4 тральщика в состав Балтийского флота и 4 - для Черноморского.
Базовые тральщики пр.3 создавали с учетом опыта строительства тральщиков дореволюционной постройки типа "Клюз", хорошо зарекомендовавших себя при тралении. Новые базовые тральщики имели по сравнению с ними более эффективное тральное вооружение и усиленную артиллерию. На тральщиках так же было установлено противолодочное вооружение (глубинные бомбы и бомбосбрасыватели), устройство для приема и постановки мин. Вместо паровой машины мощностью 500 л. с. применены два дизеля общей мощностью 3000 л. с. Дальность плавания возросла с 400 до 3000 миль.
В совокупности новые решения, принятые на корабле пр.3, давали ему значительные преимущества перед тральщиками дореволюционной постройки и являлись значительным шагом вперед по сравнению с кораблями этого класса времен первой мировой войны. Корабль пр. 3 послужил прототипом для создания базовых тральщиков отечественного Военно-Морского Флота пр.53, 58 и 53У. На тральщики указанных проектов возлагались следующие задачи: разведка, контроль и траление фарватеров и минных полей; проводка отдельных кораблей и караванов за тралами; постановка минных полей и борьба с подводными лодками.
В ходе постройки тральщиков в их проект вносили конструктивные изменения, связанные с дополнительными работами по усилению трального и артиллерийского вооружения, установке вновь созданных механизмов и оборудования, массогабаритные характеристики которых отличались от первоначально предусмотренных в проекте. Это привело к снижению остойчивости. Были разработаны меры по повышению остойчивости перераспределением масс для понижения центра тяжести корабля. С 1935 г. тральщики пр.3 достраивали уже с учетом предложения по повышению остойчивости. Тральщики с улучшенной остойчивостью типа "Стрела"(пр. 53) стали поступать в состав флота в 1938 г. Всего их было построено шесть - на Севастопольском заводе и четыре - на заводе "Судомех"в Ленинграде. Кроме того, на Севастопольском судостроительном заводе было по пр. 58 было построено семь тральщиков, мало чем отличавшихся от кораблей пр. 53.
Тральщик "Т-412" был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе 14.04.1939 г. (заводской №255), спущен на воду 05.11.1939 г., сдан 30.03.1941 г., 23.04.1941 г. поднят флаг ВМФ. Получил бортовой номер "16".
В период Великой Отечественной войны участвовал в обороне Одессы и Севастополя. Входил в состав десантных отрядов в Феодосию (в конце декабря 1941 - начале января 1942 г.), Судак (февраль 1942 г.), 19.07.1942 г. получил бортовой номер "15", а 06.01.1943 г. был назван "Арсений Раскин" в память о Раскине Арсении Львовиче - начальнике политуправления Черноморского флота, погибшем на боевом посту в 1942 г.
За годы войны тральщик прошел около 50 тыс. миль, отконвоировал вместе с другими кораблями 200 транспортов, доставил к месту боев боеприпасы, топливо, продовольствие и другое военное имущество. На корабль фашистами сброшено 480 авиабомб и выпущено 24 торпеды.
После освобождения Крыма участвовал в разминировании севастопольских бухт. 24.08.1944 г. на нем смонтирован электромагнитный трал, под тактическим номером "ЭМТЩ-412" разминировал акватории и порты Черного моря. Награжден орденом Красного Знамени.
07.04.1956 г. корабль был исключен из боевого состава и переформирован в корабль обеспечения боевой подготовки.
Имя тральщика увековечено на "Мемориале героической обороны Севастополя 1941-1942 гг.", сооруженном на площади Нахимова в Севастополе в 1967 г.
* * *
Т-412 (с 6.11.1943 г. "А.Раскин", с 24.08.1944 г. "Арсений Раскин")
Зав. №255. Заложен 13.04.1939 г. (по другим данным 14.04.1939 г., Морской з-д, Севастополь), спущен 5.11.1939 г., вст. в строй 3.03.1941 г. и вошел в состав ЧФ. Участвовал в Керченско-Феодосийской 25.12.1941 - 2.01.1942 гг. десантной и Новороссийско-Таманской 9.09.1943 - 9.10.1943 гг. наступательной операциях, обеспечивал высадку десантов в Судак в феврале 1942 г., Станичку и Южную Озерейку в феврале 1943 г. 22.07.1944 г. награжден орденом Красного Знамени. 22.08.1944 г. переоборудован и переклассифицирован в электромагнитный тральщик. 7.04.1956 г. исключен из боевого состава и переформирован в корабль обеспечения боевой подготовки.
Разделан на металл в 1957 - 1958 гг. 